MN1103: Организационное поведение

Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Содержание

Введение
Этот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
Индивидуальное поведение в группе
Анализ организационного поведения
Этот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
В заключение
Этот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
Обязательная оценка курса

Английское название

MN#1103 — Organizational behavior

Код курса

Курс читается в бизнес-школе информационных технологий РФЭИ: код MN#1103 — “Организационное поведение”

О курсе

Курс “Организационное поведение” посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. Он включает рассмотрение базовых теоретических моделей и практических следствий эффектов организационного поведения для менеджмента.

Описание

В процессе изучения курса раскрываются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.

Изучение дисциплины содействует пониманию студентами имиджевой идеологии организационного поведения, разработке студентами маркетинговых координат поведения работников в деловых организациях, изучению рефлексивной корректировки организационного поведения.

Курс «Организационное поведение», являясь управленческой дисциплиной, в то же время тесно связан с такими отраслями знаний, как психология и социология. В курсе основное внимание сосредоточено на человеческих ресурсах как объекте управления.

Требования

Курс не предусматривает специальных требований к началу изучения.

Польза

Приобретенные студентами теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении предоставленного материала, помогут обеспечить студентам самостоятельно и на достаточно высоком теоретическом уровне решать задачи управления поведением работников, выявлять причины недостаточной результативности деятельности организации и влиять на ее положительную динамику, грамотно выстраивать межличностные отношения.

Цели и намерения

Целью данного курса является формирование у студентов представлений об основных социально-психологических закономерностях возникновения и функционирования социальных групп, групповых процессах, определяющих эффективность деятельности группы; влиянии личности руководителя на успешность лидерства внутри организации, об основных принципах формирования трудовых коллективов и команд.

В результате обучения студенты осваивают навыки, позволяющие повысить эффективность групп; получают возможность оценить собственный стиль лидерства и руководства, способны выбрать наиболее адекватный метод управления в соответствии со спецификой цели организации и человеческими ресурсами.

Также курс направлен на формирование у будущих менеджеров организационного мышления, способности объяснять, предвидеть и управлять поведением людей в организации как в узкопрофессиональных областях, так и в организационно-культурной плоскости.

Условия завершения и оценка

Электронный экзамен

Для получения оценки “удовлетворительно” Вам необходимо ответить на 100% обязательных тестовых заданий, которые вынесены на зачет;

для получения оценки “хорошо” — 75%;

для получения оценки “отлично” — 100%.

Результаты обучения

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

о характерных чертах организационного поведения;
об уровнях агрегации и анализа;
специфических аспектах организационной жизни;

знать:

поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;
поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
поведение организационных единиц, таких как отделы, отделения, фирмы или крупные концерны;
поведение взаимосвязанной группы организаций;
поведение внутренней и внешней среды компании, например эволюция технологии, рынков, конкуренции, государственного регулирования;
адекватно применять полученные знания на конкретных примерах.

владеть:

специальной терминологией и лексикой;

навыками самостоятельного овладения новыми знаниями.

Результат с точки зрения государственного стандарта РФ

  1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (ОК-18).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

аналитическая деятельность:

проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4);

организационно-управленческая деятельность:

проводить обследование деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-5);
использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-8);
организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-10);
защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-12);
организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-13);

проектная деятельность:

осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-16).

Используемые образовательные технологии

Технология дистанционного обучения, технология проблемного обучения, технология тестирования, технология информационного обучения, технология организации самостоятельной работы, технология развития критического мышления, технология постановки цели, технология концентрированного обучения.

Рекомендованная литература

Основная литература:

  1. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. (Перевод с англ.) - М : ООО «Вершина», 2004. - 912 с .
  2. Дж. М. Джордж. Г.Р. Джоунс. Организационное поведение. Основы управления; Учеб. пособие для вузов. Пер с англ. под ред. проф. Е.А. Климова,- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 436 с.
  3. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Флинта, МПСИ, 2002.
  4. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003.
  5. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 384 с.
  6. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  7. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов и др. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  9. Спивак В.А. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.
  10. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  11. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.
  12. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб: Питер, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Адизес И. К. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей/И. К. Адизес ; пер. Т. Гутман. - 2008.
  2. Белбин Р. Типы ролей в командах менеджеров. – М.: HIPPO. 2003. – 232 c.
  3. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб.: Питер, 2005. - 208 с.
  4. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003. - 272 с.
  5. Вересов Н.Н. Психология управления : учебное пособие / Н. Н. Вересов, Моск. психолого-соц. ин-т (МПСИ). – 3-е изд., испр. и доп . – М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж: МОДЭК, 2006 . – 304 с.
  6. Г. Гертер, К. Оттл Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе \ Пер. с нем. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006. – 192 с.
  7. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.- мл. Организации. Поведение. Структура. Процессы. Университетский учебник. Серия: Университетский учебник. М. Инфра-М 2000г. 662 с.
  8. Гуляр Франсис Ж., Келли джеймс М. Преобразование организации: Пер. с англ.- М: Дело, 2000. - 376 с.
  9. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов./ Дафт Р. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 352 с.
  10. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
  11. Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с.
  12. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 336 с.
  13. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. - М.: ОАО Типография «Новости», 2000. - 367 с.
  14. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес коммуникации. Теория и практика менеджмента. Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 688 с.
  15. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. — М.: Экономика, 2000. - 288 с.
  16. Льюис, Д. Стресс-менеджер: как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса [Текст] : пер. с англ. / Д. Льюис; Пер. А. П. Хомик. – М. : Рефл-бук : АСТ, 2000. – 266 с.
  17. Ньюстром Д.В., Девис К. Организационное поведение: /Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Кантулевского - СПб.: Питер. 2000 - 448 с.
  18. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой / Пер. с англ. — М.: МТ Пресс, 2001. — 296 с.
  19. Оксинойд К.Э. Организационное поведение. М.: КноРус, 2009. - 480 с.
  20. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб. : Речь, 2007. – 448 с.
  21. Рамендик Д.М. Управленческая психология: учебник – М.: ФОРУМ, 2010. – 256 с.
  22. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2005. - 286 с.

Общая трудоемкость в ЗЕТ или ETCS

3 единицы (около 108 часов)