Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Становление информационного менеджмента

Использование во всех сферах жизни информационных систем различного назначения породило ряд проблем, которые требовали соответствующих решений. Эти проблемы условно можно сгруппировать в три класса:

  • необходимость внедрения;
  • эффективность использования;
  • продвижение и продажа.

Первый класс проблем связан с принятием решения о необходимости внедрения компьютерных информационных систем, технологий или служб в организации. Эти проблемы встают на первый план при возрастании объема и сложности информации. Так, для магазина с двумя продавцами на вопрос: «Нужны ли информационные технологии?» — ответом, возможно, будет «нет», а в большом магазине продажи компьютеров, компьютерных материалов и комплектующих, скорей всего, — «да». При существенном же увеличении площадей магазина и количества продавцов очевидно, что использование информационных систем в любом случае должно принести пользу.

В государственных структурах ориентация идет на интеграцию в существующую международную информационную среду, на удобство получения гражданами государственных услуг, на оперативность в случае, когда это связано с безопасностью. Вопросы же о том, в каком виде, каких масштабах и на какой технологической базе будут присутствовать информационные технологии (ИТ) в государственной машине, остаются, и на них нужно получить ответы.

Второй класс проблем связан с эффективностью использования компьютерных информационных систем, технологий и служб в организации. Эти проблемы, которые касаются эффективного применения уже имеющихся на предприятии или в учреждении информационных технологий и ресурсов, требуют серьезного анализа по следующим направлениям:

  • конкурентное положение организации в области информационных технологий, ее конкурентные преимущества и отставания;
  • эффективность использования информационных технологий и возможности ее повышения;
  • эффективность вложения средств в оборудование и обучение персонала;
  • возможность получения прямой или косвенной финансовой отдачи от вложений в информационные технологии;
  • роль службы информационных технологий (ИТ-службы) в решении вопросов, напрямую не связанных с информационными технологиями (выявление новых рынков сбыта, создание новых видов товаров).

Третий класс проблем касается продвижения и продаж компьютерных информационных систем, технологий и служб в организации. Эти проблемы тесно связаны с представлением об информации и информационных технологиях как о товаре. В этом классе можно выделить следующие направления, требующие своего решения:

  • преодоление трудностей восприятия информационных технологий как товара;
  • точное определение предмета купли-продажи в торговле информационными технологиями;
  • нахождение способов оценки эффективности продаж информационных технологий;
  • маркетинг информационных технологий (ИТ-маркетинг), выявление способов получения конкурентных преимуществ в условиях продажи одного и того же товара.

Такого рода проблемы в любой сфере, накапливаясь со временем, вызывают к жизни методологию их разрешения. В финансовой сфере такой методологией является финансовый менеджмент, в производственной сфере — производственный. Проблемы, возникшие в информационной сфере, не так давно привели к появлению методологии информационного менеджмента (ИТ-менеджмент).

Становление информационного менеджмента и его основные понятияПрактическое занятие 1: Становление информационного менеджмента