В большинстве российских компаний то, какими должны быть руководители, определяется топ‑менеджментом и владельцами, но никто обычно не прислушивается к мнению подчиненных, хотя это очень важно. Кроме того, многие компании имеют весьма размытый взгляд на то, что есть лидерство, и это, конечно, затрудняет измерение его потенциала и успеха.
Многие пытаются измерить лидерство, но это очень и очень трудно. Необходимо определить остальные факторы, влияющие на конечный результат, а это почти невыполнимая задача. Люди часто относят успех или неудачу к конкретному человеку, хотя они должны рассматриваться в контексте всего бизнеса.
Российские организации больше обращают внимание на то, что они сами хотят от своих лидеров вопреки тому, что эти качества зависят от целей компании и плана её развития.
Способность конкретного человека управлять должна обязательно рассматриваться в контексте всего бизнеса.
Хороший руководитель быстро оценивает сложившуюся в бизнесе ситуацию и меняет стиль управления в соответствии с этим. Развитие лидерства — это не что‑то неуловимое. Успех в бизнесе в первую очередь зависит от эффективности лидерства. Оно измеримо, и многие компании практикуют это сегодня, правда, как правило, не в России. Примерно одной трети руководителей в мире не хватает навыков, необходимых для того, чтобы помочь компании достичь бизнес‑целей. Лидеры, как люди неглупые, обычно отдают себе отчёт в том, что им не хватает тех или иных навыков. В компаниях, занимающихся продажами, ситуация постоянной неопределенности требует инициативы и решительности, проявления воли. В такой среде лидерство — это возможность выжить. Ситуация неопределенности — это тот момент, когда российский менеджер имеет наибольшие шансы проявить себя.
Вообще говоря, эксперты считают, что чем хуже ситуация, тем больше возможностей у руководителя. Лидерские качества легче проявить, когда дела в компании идут не очень хорошо. Обычно это связано с различными событиями на рынке или серьезной переструктуризацией самого бизнеса.
Активное влияние на массовую культуру привело к необратимым изменениям в сознании россиян. Они готовы работать в иностранных компаниях, даже стремятся к этому. Поэтому вопрос о самобытности лидерства не ставится, имеет смысл говорить лишь об особенностях. А всё дело в том, что россияне, как все, не хотят быть слепыми исполнителями, но хотят, чтобы начальники слушали их, даже если затем будет принято другое решение. Они хотят, чтобы у них была возможность проявить себя и изменять что‑то. Именно это обстоятельство способно окончательно развенчать образ «запаренного» начальника, который решает всё сам, не доверяя сотрудникам, и потому не является для подчиненных руководителем в полном смысле слова. Его могут уважать как специалиста, но стратегически такое поведение не оправданно. Любое лидерство несёт в себе авторитарный заряд стиля управления. Иначе лидер просто не был бы лидером.
Лидер не нужен коллективу в том случае, если все его участники абсолютно равны по своим возможностям, уровню развития, интеллекта. Однако такой идиллии в жизни и бизнесе не бывает. Всегда есть более предпочтительные в этом отношении члены коллектива, и наоборот. Проблема лидерства происходит от неравенства возможностей. Это неравенство порождает большую нагрузку у одних и меньшую у других. Собственно, тот, у кого наибольшая доля от суммарной деятельности коллектива, и считается лидером.
Если нет лидерства, то мотивации у сотрудников как стимула к труду не будет. Да, будет отдача, эффективность, результативность труда, но мотивации, стремления работать и умножать ценности нет. Понятно, что не все являются прирожденными лидерами, но какой‑то минимальный уровень лидерства человек должен демонстрировать, к тому же есть определенные способы выработки этих качеств.
Мотивация — это стремление работать, это внутреннее свойство, психологическое состояние сотрудника.
У человека могут быть латентные лидерские качества, которые ему просто не дают раскрыть. Для того чтобы человек был лидером, он должен стремиться что‑то делать. В расхожем понимании лидер — это человек, который может встать первым и сделать. Как только лидер это делает, во‑первых, он укрепляет свое лидерство, а во‑вторых, за ним идут люди. Получается цепочка действий, подтверждающая его лидерство.
Однозначный лидер, т. е. лидер и как руководитель, и как человек, — это тот, одно из главных качеств которого выражается в том, что он сам делает то, что он ждет от других. Это очень важно. Вокруг такого человека сразу начинает собираться команда, в него веришь.
С одной стороны, человек сам идет вперед, с другой — ему всё‑таки надо, чтобы рядом были другие, это его внутренняя потребность. У многих людей есть желание идти вперед, но далеко не у всех есть необходимость того, чтобы сзади за ним кто‑то следовал.
Лидерство — это когда можешь подбить других на дело. Также важно и то, что люди идут не просто потому, что их позвали. Они чувствуют, что тебе нужно, чтобы они за тобой шли. И это очень интересный феномен, потому что в тот момент, когда ты прекращаешь чувствовать, что они тебе нужны, они перестают сами за тобой идти. И как бы ты их потом ни просил подтянуться, в ответ услышишь: «Тебе это не нужно, ты хочешь чего‑то другого». Это классическая модель развития событий.
Разные лидеры - разные компании | ГОВОРИТЕ с подчиненными |