Руководитель в любом случае, хочет он того или нет, уже по самому своему статусу в той или иной мере вынужден быть манипулятором. Как мы уже говорили, манипуляция — это скрытое влияние на человека или группу лиц с целью добиться своего.
Для обеспечения доверия персонала манипулятор‑руководитель использует следующие приёмы:
У любого современного руководителя должен иметься так называемый «манипулятивный пакет руководителя». К «манипулятивному пакету руководителя» относятся: социальный пакет (факт наличия), реальные условия труда и административные взыскания. Данная система работает по принципу прямой‑обратной связи: руководитель путем использования «манипулятивного пакета» воздействует на персонал, а персонал «отвечает» руководителю лояльностью. «Манипулятивный пакет» включает в себя не декларированные, а реальные меры воздействия на персонал, которые, с одной стороны, позволяют руководителю вести себя в рамках правового поля. С другой — лепить сотрудника по своему образу и подобию.
Административное взыскание — очень коварный и трудный инструмент даже в руках опытного руководителя. Эта часть «пакета» как бы испытывает персонал на прочность. Административные взыскания предполагают собой меры дисциплинарной ответственности. К дисциплинарной ответственности привлекаются подчиненные, недобросовестно выполняющие свои обязанности. Решать вопрос об административных взысканиях можно лишь выделяя объект, объективную сторону и субъект, субъективную сторону.
Понимать следует так: объект дисциплинарного проступка — трудовой регламент конкретной фирмы (или предприятия). В качестве объективной стороны рассматриваются реальные негативные последствия в результате действий (или отсутствия таковых) провинившегося.
Субъектом является работник, подписавший контракт с фирмой и нарушивший ее трудовой регламент. Субъективная сторона — вина конкретного сотрудника. Различается вина по неосторожности и умыслу.
Существует очень важная тонкость: если сотрудник совершил проступок из‑за изменившихся условий труда, то дисциплинарная ответственность не наступает. И, если прежние условия труда не могут быть восстановленными, а подчиненный не желает работать в новых условиях, то трудовой договор расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ. Согласно трудовому договору руководитель вправе требовать от подчиненного исполнения трудовых обязанностей. Начальник вполне может привлечь работника к ответственности, руководствуясь нормами ст. 192 ТК РФ. Как правило, привлекают по данной статье неугодных начальству работников с низкой степенью реальной лояльности. Если руководитель более чем уверен в лояльности подчиненного, то он не дает делу хода, вот и все. Кроме того, работодатель вправе привлечь работника за поступки, которые не являются нарушением трудовой дисциплины, но несовместимы с достоинством ряда должностных лиц. В ч. 1 ст. 192 ТК РФ зафиксированы меры трудовых взысканий, руководитель имеет право применять их при наличии соответствующих оснований. Строжайшая мера дисциплинарного взыскания — увольнение. Оно полагается за:
Впрочем вопрос применения административного взыскания носит морально‑этический характер и напрямую зависит от межличностных отношений руководителя и подчиненного. «Я могу не дать вашему делу ход», вот что в большинстве случаев говорит босс сотруднику, который ему очень нравится. И напротив, если работник чем‑либо давно провоцирует своего руководителя, последний будет методично отслеживать прегрешения служащего, выискивая веское основание зацепиться за видимый факт нелояльности. Дело в симпатии или антипатии, а лояльность здесь не при чём.
«Продвинутый» директор отличается от директора‑догматика умением смотреть и видеть. «Продвинутый» руководитель видит личность в динамике, в перспективе, в творческом росте, в вариативной смене профессии. Догматик смотрит на персонал с позиции «мне нравится — мне не нравится».
Идеальный для россиян руководитель умеет слушать и слышать. Он дает каждому возможность проявить себя за счет новых сфер ответственности и поощрения инициативы. Но при этом он знает человеческие слабости, а потому обладает развитым чувством меры. Он устанавливает такую интенсивность взаимодействия с сотрудниками, чтобы они все время находились в тонусе, постоянно докладывая об успехах. Он деликатен и не будет задавать лишних вопросов (особенно личного характера).
В то же время делегировать что‑либо может только человек, уверенный в себе. Он не «спихивает» ответственность с себя и всегда в трудную минуту готов решить все сам. Он не стесняется спросить, что идет не так, все ли получается. Анкетирование не дает основания для прямого утверждения, однако можно предположить, что уверенность в себе у идеального руководителя выражается также в дисциплине.
К чему приводит неправильное руководство | Тест № 2 по теме: «Типы руководителей и стили руководства» |