Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Системы документации. Оформление управленческих документов

Деятельность учреждения, организации, предприятия отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют системы документации, применяемые в определенной сфере. Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам (территориальному, функциональному, уровню управления и т.п.). Выделяют функциональные системы документации - организационно-распорядительная, плановая, отчетно-статистическая и др., т.е. присущие всем органам управления.

У нас в стране в связи с развитием автоматизации управленческих процессов разработаны унифицированные системы документации. Определение, назначение, состав унифицированной системы документации устанавливаются ГОСТами. Документы различных систем должны иметь унифицированную форму.

Унифицированная система документации (УСД) - система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

Можно дать классификацию систем документации, соотношение которых в делопроизводстве разных учреждений неодинаково:

  1. Организационные документы (уставы, положения, инструкции, штатные расписания и др.).
  2. Распорядительная документация (постановления, решения, приказы, распоряжения и др.).
  3. Информационно-справочные документы и справочно-аналитическая документация.
  4. Плановая документация.
  5. Отчетно-статистическая документация.
  6. Кадровая документация.
  7. Бухгалтерская документация.

Перечень можно было бы дополнить другими группами документов: договорная документация, протокольная документация коллегиальных органов управления, налоговая, документация по социальной защите (для соответствующих организаций).

Среди большого разнообразия документов предприятий и организаций, входящих в перечисленные группы, организационно-распорядительная управленческая документация (ОРД) занимает центральное место. ОРД классифицируется на три группы:

  1. организационные документы (уставы, положения, инструкции, штатное расписание и др.);
  2. распорядительная документация (приказы, распоряжения, постановления, решения, указания и др.);
  3. Информационно-справочная документация (письма, акты, протоколы, справки и др.).

ОРД входит в состав других систем (кадровая, бухгалтерская документация и др.), так называемых специальных систем. К сожалению, на практике, во многих случаях, различные группы документов работают по своим правилам, не объединенными едиными принципами.

Классификация документов по различным признакамПроверка знаний: Классификация документов