В языке программирования, вероятно, нет более важной конструкции, чем переменная.
Переменная — это именованная область памяти, для которой может быть установлено значение. Она называется переменной потому, что ее значение может быть изменено по ходу выполнения программы. Иными словами, содержимое переменной подлежит изменению и не является постоянным.
В приведенной ниже программе создаются две переменные — x
и y
.
// Эта программа демонстрирует применение переменных.
using System;
class Example2 {
static void Main() {
int x; // здесь объявляется переменная
int y; // здесь объявляется еще одна переменная
x = 100; // здесь переменной x присваивается значение 100
Console.WriteLine("x содержит " + x);
y = x / 2;
Console.Write("y содержит x / 2: ");
Console.WriteLine(y);
}
}
Выполнение этой программы дает следующий результат.
x содержит 100
y содержит x / 2: 50
В этой программе вводится ряд новых понятий. Прежде всего, в операторе
int x; // здесь объявляется переменная
объявляется переменная целочисленного типа с именем x
. В C# все переменные должны объявляться до их применения. Кроме того, нужно обязательно указать тип значения, которое будет храниться в переменной. Это так называемый тип переменной. В данном примере в переменной x
хранится целочисленное значение, т.е. целое число. Для объявления в C# переменной целочисленного типа перед ее именем указывается ключевое слово int
. Таким образом, в приведенном выше операторе объявляется переменная x
типа int
.
В следующей строке объявляется вторая переменная с именем y
.
int y; // здесь объявляется еще одна переменная
Как видите, эта переменная объявляется таким же образом, как и предыдущая, за исключением того, что ей присваивается другое имя.
В целом, для объявления переменной служит следующий оператор:
<тип> <имя_переменной>
где <тип> — это конкретный тип объявляемой переменной, а <имя_переменной> — имя самой переменной. Помимо типа int
, в C# поддерживается ряд других типов данных. В следующей строке программы переменной x
присваивается значение 100
.
x = 100; // здесь переменной x присваивается значение 100
В C# оператор присваивания обозначается одиночным знаком равенства (=
). Данный оператор выполняет копирование значения, расположенного справа от знака равенства, в переменную, находящуюся слева от него.
В следующей строке программы осуществляется вывод на экран текстовой строки "x содержит"
и значения переменной x
.
Console.WriteLine("x содержит" + x);
В этом операторе знак +
обозначает, что значение переменной x
выводится вслед за предшествующей ему текстовой строкой. Если обобщить этот частный случай, то с помощью знака операции +
можно организовать сцепление какого угодно числа элементов в одном операторе с вызовом метода WriteLine()
.
В следующей строке программы переменной y
присваивается значение переменной x
, деленное на 2.
y = x / 2;
В этой строке значение переменной x
делится на 2, а полученный результат сохраняется в переменной y
. Таким образом, после выполнения данной строки в переменной y
содержится значение 50
. При этом значение переменной х
не меняется. Как и в большинстве других языков программирования, в C# поддерживаются все арифметические операции, в том числе и перечисленные ниже.
Арифметическая операция | Значение операции |
---|---|
+ | Сложение |
- | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
Рассмотрим две оставшиеся строки программы.
Console.Write("y содержит x / 2: ");
Console.WriteLine(y);
В этих строках обнаруживаются еще две особенности. Во-первых, для вывода текстовой строки "y содержит x / 2 : "
на экран используется встроенный метод Write()
. После этой текстовой строки новая строка не следует. Это означает, что последующий вывод будет осуществлен в той же самой строке. Метод Write()
подобен методу WriteLine()
, за исключением того, что после каждого его вызова вывод не начинается с новой строки. И во-вторых, обратите внимание на то, что в вызове метода WriteLine()
указывается только переменная y
. Оба метода, Write()
и WriteLine()
, могут быть использованы для вывода значений любых встроенных в C# типов.
Прежде чем двигаться дальше, следует упомянуть еще об одной особенности объявления переменных. Две или более переменных можно указать в одном операторе объявления. Нужно лишь разделить их запятой. Например, переменные x
и y
могут быть объявлены следующим образом.
int x, y; // обе переменные объявляются в одном операторе
В C# внедрено средство, называемое неявно типизированной переменной. Неявно типизированными являются такие переменные, тип которых автоматически определяется компилятором. Подробнее неявно типизированные переменные рассматриваются в главе Типы данных, литералы и переменные.
Незначительное изменение программы | Другие типы данных |