Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Оператор switch

Вторым оператором выбора в C# является оператор switch, который обеспечивает многонаправленное ветвление программы. Следовательно, этот оператор позволяет сделать выбор среди нескольких альтернативных вариантов дальнейшего выполнения программы. Несмотря на то, что многонаправленная проверка может быть организована с помощью последовательного ряда вложенных операторов if, во многих случаях более эффективным оказывается применение оператора switch. Этот оператор действует следующим образом. Значение выражения последовательно сравнивается с константами выбора из заданного списка. Как только будет обнаружено совпадение с одним из условий выбора, выполняется последовательность операторов, связанных с этим условием. Ниже приведена общая форма оператора switch.

switch(выражение) {
   case константа1:
      последовательность операторов
      break;
   case константа2:
      последовательность операторов
      break;
   case константа3:
      последовательность операторов
      break;
.
.
.
   default:
      последовательность операторов
      break;
}

Заданное выражение в операторе switch должно быть целочисленного типа (char, byte, short или int), перечислимого или же строкового. (О перечислениях и символьных строках типа string речь пойдет далее в этом курсе.) А выражения других типов, например с плавающей точкой, в операторе switch не допускаются.

Зачастую выражение, управляющее оператором switch, просто сводится к одной переменной. Кроме того, константы выбора должны иметь тип, совместимый с типом выражения. В одном операторе switch не допускается наличие двух одинаковых по значению констант выбора.

Последовательность операторов из ветви default выполняется в том случае, если ни одна из констант выбора не совпадает с заданным выражением. Ветвь default не является обязательной. Если же она отсутствует и выражение не совпадает ни с одним из условий выбора, то никаких действий вообще не выполняется. Если же происходит совпадение с одним из условий выбора, то выполняются операторы, связанные с этим условием, вплоть до оператора break.

Ниже приведен пример программы, в котором демонстрируется применение оператора switch.

// Продемонстрировать применение оператора switch,
using System;

class SwitchDemo {
  static void Main() {
    int i;

    for (i = 0; i < 10; i++)
      switch (i) {
        case 0:
          Console.WriteLine("i равно нулю");
          break;
        case 1:
          Console.WriteLine("i равно единице");
          break;
        case 2:
          Console.WriteLine("i равно двум");
          break;
        case 3:
          Console.WriteLine("i равно трем");
          break;
        case 4:
          Console.WriteLine("i равно четырем");
          break;
        default:
          Console.WriteLine("i равно или больше пяти");
          break;
      }
  }
}

Результат выполнения этой программы выглядит следующим образом.

i равно нулю
i равно единице
i равно двум
i равно трем
i равно четырем
i равно или больше пяти
i равно или больше пяти
i равно или больше пяти
i равно или больше пяти
i равно или больше пяти

Как видите, на каждом шаге цикла выполняются операторы, связанные с совпадающей константой выбора, в обход всех остальных операторов. Когда же значение переменной i становится равным или больше пяти, то оно не совпадает ни с одной из констант выбора, а следовательно, выполняются операторы из ветви default.

В приведенном выше примере оператором switch управляла переменная i типа int. Как пояснялось ранее, для управления оператором switch может быть использовано выражение любого целочисленного типа, включая и char. Ниже приведен пример применения выражения и констант выбора типа char в операторе switch.

// Использовать элементы типа char для управления оператором switch,

using System;

class SwitchDemo2 {
  static void Main() {
    char ch;

    for (ch = 'A'; ch <= 'E'; ch++)
      switch (ch) {
        case  'A':
          Console.WriteLine("ch содержит A");
          break;
        case 'B':
          Console.WriteLine("ch содержит B");
          break;
        case 'C':
          Console.WriteLine("ch содержит C");
          break;
        case 'D':
          Console.WriteLine("ch содержит D");
          break;
        case 'E':
          Console.WriteLine("ch содержит E");
          break;
      }
  }
}

Вот какой результат дает выполнение этой программы.

ch содержит A
ch содержит B
ch содержит C
ch содержит D
ch содержит E

Обратите в данном примере внимание на отсутствие ветви default в операторе switch. Напомним, что ветвь default не является обязательной. Когда она не нужна, ее можно просто опустить.

Переход последовательности операторов, связанных с одной ветвью case, в следующую ветвь case считается ошибкой, поскольку в C# должно непременно соблюдаться правило недопущения «провалов» в передаче управления ходом выполнения программы. Именно поэтому последовательность операторов в каждой ветви case оператора switch оканчивается оператором break. (Избежать подобных «провалов», можно также с помощью оператора безусловного перехода goto, рассматриваемого далее в этой главе, но для данной цели чаще применяется оператор break.)

Когда в последовательности операторов отдельной ветви case встречается оператор break, происходит выход не только из этой ветви, но из всего оператора switch, а выполнение программы возобновляется со следующего оператора, находящегося за пределами оператора switch. Последовательность операторов в ветви default также должна быть лишена “провалов”, поэтому она завершается, как правило, оператором break.

Правило недопущения «провалов» относится к тем особенностям языка C#, которыми он отличается от C, C++ и Java. В этих языках программирования одна ветвь case может переходить (т. е. «проваливаться») в другую. Данное правило установлено в C# для ветвей case по двум причинам.

Во-первых, оно дает компилятору возможность свободно изменять порядок следования последовательностей операторов из ветвей case для целей оптимизации. Такая реорганизация была бы невозможной, если бы одна ветвь case могла переходить в другую.

И во-вторых, требование завершать каждую ветвь case явным образом исключает непроизвольные ошибки программирования, допускающие переход одной ветви case в другую.

Несмотря на то, что правило недопущения «провалов» не допускает переход одной ветви case в другую, в двух или более ветвях case все же разрешается ссылаться с помощью меток на одну и ту же кодовую последовательность, как показано в следующем примере программы.

// Пример "проваливания" пустых ветвей case.

using System;

class EmptyCasesCanFall {
  static void Main() {
    int i;

    for (i = 1; i < 5; i++)
      switch (i) {
        case 1:
        case 2:
        case 3:
          Console.WriteLine("i равно 1, 2 или 3");
          break;
        case 4:
          Console.WriteLine("i равно 4");
          break;
      }
  }
}

Ниже приведен результат выполнения этой программы.

i равно 1, 2 или 3
i равно 1, 2 или 3
i равно 1, 2 или 3
i равно 4

Если значение переменной i в данном примере равно 1, 2 или 3, то выполняется первый оператор, содержащий вызов метода WriteLine(). Такое расположение нескольких меток ветвей case подряд не нарушает правило недопущения «провалов»; поскольку во всех этих ветвях используется одна и та же последовательность операторов.

Расположение нескольких меток ветвей case подряд зачастую применяется в том случае, если у нескольких ветвей имеется общий код. Благодаря этому исключается излишнее дублирование кодовых последовательностей.

Конструкция if-else-ifВложенные операторы switch