Прокьюремент, или, говоря образно, ”искусство закупать”, учение вовсе не такое юное, как может показаться. Еще во времена Великой Римской империи одна из важнейших функций - по обеспечению многочисленных легионов всем необходимым, начиная от провианта и заканчивая вооружением, лежала на плечах прокураторов (которые в дальнейшем выполняли даже функции наместников, вспомним того же Понтия Пилата). Хотя в те времена о прокьюременте как о науке говорить еще не приходилось.
Как в военном деле на протяжении веков развивались в противоборстве оружие и броня, так и в деловой сфере состязались продавцы и закупщики. Причем, чем сильнее развивались рыночные отношения, тем важнее становилась роль продавца. Традиционно специалист по продажам является одной из ключевых фигур в большинстве компаний. Не случайно в списках наиболее продаваемых бизнес-книг и востребованных учебных семинаров тематика эффективных продаж – «искусство продавать» - является одной из лидирующих.
Однако, для максимизации прибыли важно не только продать продукцию подороже, но и нести при этом минимально возможные затраты на ее изготовление или приобретение. Потому-то так и ценились во все времена умелые снабженцы, способные найти нужный ресурс и договорится с продавцом о лучших из возможных условий его приобретения. Кстати, этот класс специалистов существовал и в “нерыночном” Советском Союзе, правда и задачи у них были несколько иные, в первую очередь - добыча дефицитных ресурсов.
И хотя на рынке обычно царит конкуренция продавцов и “покупатель всегда прав”, приобрести именно то, что нужно, и на оптимальных условиях не так то просто. Да, к тому же, не всегда покупатель правильно оценивает свои потребности, покупая на замечательных условиях далеко не лучшее решение своих проблем.
Другая сторона медали - рост компаний. Чем крупнее компания, тем сложнее руководству контролировать проистекающие на местах процессы, а том числе - функционирование системы закупок. А, когда речь идет о крупных закупках, в прозрачности принятия решения о выборе контрагентов могут заинтересоваться и акционеры (владельцы компании). Схожая проблема существует и в государственных закупках.
Решать эти задачи призвана новая наука - прокьюремент.
Прокьюремент - совокупность методов, позволяющих максимально эффективно удовлетворять потребности организации (заказчика) в товарах, работах и услугах.
Часто в определение прокьюремента включают конкретизацию, касающуюся конкурсных закупок, например: “Прокьюремент - совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы заказчика при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов”. Однако гораздо целесообразнее рассматривать проблемную область шире. Таким образом, прокьюремент представляет из себя взаимосвязанную систему (см. рис. 1.1.), включающую:
Одним из основных инструментов прокьюремента являются конкурентные закупки, в первую очередь – торги (конкурсы, тендеры).
Несколько слов о терминологии конкурентных закупок.
К сожалению, в настоящее время не проведена официальная систематизация терминологии, используемой в отечественной закупочной практике. Ведется работа по созданию понятийного аппарата для государственных закупок, но пока и она далека от завершения. Отсутствие единого понятийного аппарата иногда приводит к весьма неприятным разночтениям, причем это касается даже самых, казалось бы простых терминов.
Отечественное законодательство, в частности, Гражданский кодекс, вводит два основных определения - торги и конкурс. Их иногда рассматривают как синонимы, хотя это не совсем так - торги проводятся не только в виде конкурса, но и аукциона.
На практике, и даже в некоторых законодательных актах, используется также еще один термин - тендер (tender). И совсем изредка встречается понятие бид (bid). Это смысловые аналоги “торгов”, однако лучше воздержаться от их использования, оставаясь в рамках понятийного аппарата ГК РФ.
Каждый термин несет определенную смысловую нагрузку и комбинации вроде “конкурсные торги” сродни “масляному маслу”. Важно помнить, что с точки зрения юриста, любой применяемый термин должен иметь вполне конкретное смысловое наполнение. Например, как трактовать “проведение конкурсных торгов запросом котировок”? Каждое слово в отдельности понятно, а в совокупности - бессмыслица. Можно предположить, что речь все- таки идет о запросе котировок. Но что же делать, если подобная конструкция будет записана в документе, на основании которого суд должен принимать решение?
К сожалению, у многих специалистов по закупкам до сих пор остается поверхностное представление о правилах проведения и регулировании конкурсных закупок. Иногда это приводит к серьезным последствиям, чаще - к недоразумениям.
Например, «Ингосстрах» сообщал о проведении тендера по выбору решения для автоматизированной обработки стандартных форм документов по программе ОСАГО, в котором участвовали компании ABBYY и Cognitive Technologies. Это также следовало и из извещения компанией Cognitive Technologies о своей победе в данном конкурсе. В то же время ABBYY официально заявляла, что не получала даже приглашения для участия в этом конкурсе.
На самом же деле проведение этого “тендера” свелось к встрече представителя заказчика и двух поставщиков, в результате которой заказчик остановил свой выбор на одном из них. Разумеется, речи о конкурсной документации, подготовке заявок и соблюдении положений ГК РФ о проведении конкурсов в этом мероприятии не шло.
Собственно говоря, никто не может запретить заказчику подобным образом выбрать поставщика, но тендером эту процедуру назвать нельзя даже условно.
Закупки: наука или искусство | Цели и задачи прокьюремента |