Содержание
ВведениеЭтот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
Негативное влияние вредных и опасных факторов на человека и среду обитанияЭтот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
Организация безопасности жизнедеятельности человека и среды обитания
Защита от чрезвычайных ситуаций и их последствий
ГлоссарийЭтот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
Обязательная оценка курса
Английское название
GN1204 — Life Safety.
Код курса
Курс читается в Бизнес-школе информационных технологий РФЭИ: код GN1204 — Безопасность жизнедеятельности
О курсе
Курс знакомит с основополагающими принципами ноксологической культуры (культуры безопасности), способствует формированию умений: определять настоящие или потенциальные угрозы, риски и опасности для жизни и здоровья человека и окружающих его людей в условиях его жизнедеятельности; при необходимости применять элементарные методы защиты от них или организовывать превентивные мероприятия; оказывать само- и взаимопомощь; ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций.
Изучение материалов курса “Безопасность жизнедеятельности” поможет вам выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасного осуществления своих профессиональных и социальных функций.
Описание
В данном курсе рассматриваются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Курс основан на этапном изучении вопросов обеспечения безопасности человека и окружающих людей в процессе его жизнедеятельности и снижения связанных с этим рисков.
Требования
Курс не предусматривает каких-либо специальных требований к исходному уровню знаний.
Польза
Курс освещает широкий круг вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современном мире, может быть полезен для понимания принципов организации безопасности взаимодействия человека со окружающей средой, рациональных с точки зрения безопасности условий деятельности.
Цели и намерения
- приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
- овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков, а также улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий от результатов взаимодействия с объектами окружающей среды;
- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
- способностей к саморефлексии собственной безопасной жизнедеятельности для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Условия завершения и оценка
Электронный дифференцированный зачет.
Для завершения дисциплины с оценкой “удовлетворительно”, необходимо выполнить 100% обязательных тестовых заданий, что составляет около 30% от всех тестовых заданий;
с оценкой “хорошо” — 60% тестовых заданий курса, включая полностью сданную обязательную часть;
с оценкой “отлично” — 100% всех тестовых заданий дисциплины.
Результаты обучения
После обучения студенту следует быть способным к:
- различению основных природных и техносферных опасностей, их свойств и характеристик;
- пониманию характера воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду и применению методов защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- идентификации основных опасностей среды обитания человека, оценке
рисков их реализации;
- выбору методов защиты от опасностей, в том числе и в сфере своей профессиональной деятельности, и способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
- ориентированию в области законодательных и правовых основ обеспечения безопасности и охраны окружающей среды;
- выполнению требований безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
- правильному поведению в чрезвычайных ситуациях;
- владению понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
- осуществлению рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Результат с точки зрения государственного стандарта РФ
Изучив курс, студент будет способен:
- владеть культурой мышления, будет способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке практической цели и выбору путей её достижения;
- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное развитие в будущем;
- понимать проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;* к ответственному и целеустремлённому решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнёрами;
- к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций;
- к проявлению гражданственности, толерантности и высокой общей культуры в общении с людьми и в обращении с объектами окружающей среды;
- к рационализации жизнедеятельности, ориентации на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
- к проявлениям культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированному мышлению, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- к проявлениям культуры профессиональной безопасности, к идентифицированию опасности и оцениванию рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- к применению профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечению безопасности и улучшению условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированности на это;
- к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
- к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности.
Используемые образовательные технологии
Технология дистанционного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология информационного обучения, технология организации самостоятельной работы, технология развития критического мышления, технология постановки цели, технология концентрированного обучения.
Рекомендованная литература
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. — 8-е изд. — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. — 13-е изд. — СПб.-Москва-Краснодар: Лань, 2010. — 672 с.: ил.
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. — Изд.12-е, перераб., доп. — М.: «Дашков и К», 2007. — 420 с.
- Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
- Глебова, Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Высшая школа, 2007. — 382 с: ил.
- Девисилов, В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ, 2009. — 496 с.: ил.
- Кукин, П.П. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.
- Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков — Изд. 5-е, пере-раб. — М.: Академия, 2008. — 334 с.: ил.
Общая трудоемкость в ЗЕТ или ETCS
5 единиц (180 часов)